Накануне
предстоящего профессионального праздника – Дня нефтяника президент ОАО
«АК «Транснефть» Н.Токарев ответил на вопросы представителей
информагенств, специализирующихся на вопросах ТЭК.
О проекте «БТС»:
"Транснефть" через месяц завершит строительство линейной части второй
очереди Балтийской трубопроводной системы. "Линейную часть закончим
через месяц", - сказал Н. Токарев. По его словам, сейчас построено 960
км, осталось еще около 50 км. Глава компании напомнил, что распоряжением
Правительства РФ предусмотрен ввод системы в третьем квартале 2012
года. "Мы ожидаем, если не подведут соседи, с которыми мы на одной
площадке заканчиваем стройку, то ввод может быть в декабре 2011 года.
Рядом с нами "Роснефтьбункер" и "НОВАТЭК" строят свои терминалы, мы
между ними. Есть общие инфраструктурные коридоры, и там не только от
"Транснефти" зависит", - сказал Н.Токарев. Кроме того, он добавил, что
министерство транспорта должно провести дноуглубительные работы, которые
будут финансироваться из бюджета. "Есть такие моменты, которые
заставляют нас внимательно следить за обстановкой на этой площадке. Не
все там гладко, не все планово, как хотелось бы, потому что не успевают с
дноуглублением, коридором коммуникаций", - уточнил он. "Мы свою работу
выполняем точно в срок, готовы были бы даже раньше ввести", - подчеркнул
глава «Транснефти». Помимо этого он сообщил, что вопрос о строительстве
ответвления от БТС-2 на Киришский НПЗ пока не рассматривается. "С
ответвлением от БТС-2 на Киришский НПЗ пока ясности нет, тема для нас
пока не актуальна. Это больше вопрос к "Сургутнефтегазу", - сказал он.
"Транснефть" пока не обсуждала этот вопрос с НК. "Если "Сургутнефтегаз"
посчитает себя готовым к строительству, мы подключимся, все для этого
есть", - добавил Н.Токарев.
Также Н. Токарев сообщил, что "Транснефть" пока не может обозначить
сроки выделения отдельного сорта нефти, поставляемой в направлении
Приморска (Ленинградская область). "Идея хорошая, и даже есть поручение
правительства рассмотреть и проработать перспективы введения этого
сорта. Но, к сожалению, сегодня в целом по стране снижаются объемы
добычи малосернистой нефти, и обеспечить качество этого сорта, так как
было предусмотрено, достаточно сложно, не ущемляя интересы компаний", -
сказал он. "Если снижать серу, ту нужно татарскую и башкирскую нефть
оставлять у них в регионе и перерабатывать. С вводом нового
Нижнекамского перерабатывающего комплекса такая задача, может быть, и
получится. Хотя "Татнефть" и другие компании в регионе заинтересованы
свою нефть отправлять на экспорт, а малосернистную западно-сибирскую
получать из "Транснефти", - уточнил глава компании. "Мы объясняем, что
не сможем обеспечить стандарт, а тогда начнутся проблемы у остальных
нефтяников, они потеряют доходы", - добавил он. По словам Н. Токарева,
"Транснефть" продолжает поиск баланса интересов для появления этого
сорта. "Мы делаем это аккуратно, не сталкивая никого лбами и не
противопоставляя одного с другим. Задача сложная. Мы ее не закрыли, но
она сложная и назвать сроки, когда мы объявим об этом сорте, я пока
затрудняюсь", - сказал президент «Транснефти».
О проекте «Заполярное-Пурпе»:
Н. Токарев сообщил, что ТНК-BP, "ЛУКОЙЛ" и "Газпром нефть"
согласились финансировать строительство нефтепровода Заполярное-Пурпе.
"Сама финансовая модель - это создание юридического лица, в котором
будет и "Транснефть", финансирование осуществляют участники этого СП, и
затем за льготы по тарифам "Транснефть" компенсирует их затраты и
постепенно выкупает этот пакет у нефтяных компаний. Таким образом, она
остается монопольно на этой трубе после того, как выплаты состоятся", -
пояснил президент "Транснефти". Н.Токарев сообщил также, что стоимость
нефтепровода мощностью 12 млн. тонн составит порядка 60 млрд. рублей.
Строительство будет осуществляться в три этапа. "Транснефть" уже
приступила к подготовке проекта. Глава компании сказал, что у ТНК-BP
есть своя проработка трассы. "Мы ее облетели летом, просканировали,
сделали выводы о целесообразности имеющихся материалов,
подкорректировали их, внесли изменения". "Мы не стали терять время и
решили не дожидаться, пока все юридические формальности будут завершены,
и уже дали поручение нашему институту Гидротрубопровод начать
подготовку проекта. Параллельно мы завершаем консультации с нефтяниками и
согласовываем все аспекты совместного предприятия", - добавил он. Кроме
того, Н.Токарев считает, что схема финансирования строительства
трубопроводной инфраструктуры в зоне Юрубчено-Тохомы может быть
аналогична модели по нефтепроводу Заполярное-Пурпе. "Вместе с ТНК-BP,
"Газпром нефтью", "Роснефтью" мы планируем посмотреть Юрубчено-Тохомский
регион, где они имеют лицензии и планируют обустраивать месторождения.
Это тоже серьезный объем работы, непростые географические условия. Новая
задача, минимум на 3-4 года. Наверное, финансовая модель будет такая
же, которая на проекте Заполярное-Пурпе", - уточнил он.
О проекте «Юг»:
Н. Токарев собщил, что «Транснефть» ожидает в ближайшее время выхода
постановления правительства РФ о реализации проекта строительства
нефтепродуктопровода "Юг". "Минэнерго должно было внести проект
постановления в правительство, в нем определяются сроки финансирования,
ответственность за проектирование и строительство. Мы ожидаем, что в
течение короткого времени это постановление увидит свет, после этого
начнем работать", - сказал он. По словам главы "Транснефти", это будет
один из крупнейших проектов в направлении на Новороссийск. "Сегодня всем
нефтяникам интересно иметь такую возможность, такое направление
поставки нефтепродуктов. Проект интересный, с короткими сроками
окупаемости, то есть по экономике он наиболее эффективный", считает
Токарев.
О нефтепроводе Россия-КНР:
Н. Токарев сообщил, что для заполнения китайского участка отвода от
нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан потребуется 550-600 тыс. тонн
технологической. По его словам, "мы договорились на прошедшей неделе,
что покупать этот объем китайская сторона будет у "Роснефти". Он
уточнил, что потребуется дополнительное распоряжение правительства РФ
для осуществления транспортировки этого сырья в Китай, так как по
межправсоглашению правовые основания для прокачки появляются только 1
января 2011 года. "Если мы заранее должны эти объемы туда поставить, то
надо иметь разрешение правительства", - сказал президент. Цена покупки
будет определена между "Роснефтью" и China Oil. Переговоры должны быть
завершены до 20 сентября, добавил Н.Токарев. Он сообщил, что протокол,
подготовленный по итогам заседания российско-китайской подкомиссии по
энергетике, заседание которой состоялось в начале недели,
предусматривает процедуру по поставкам технологической нефти. Н.Токарев
также сообщил, что реальной основы для расширения мощности отвода от
ВСТО на Китай до 30 млн. тонн нефти в год пока нет. "Реальных,
документальных, предметных оснований для расширения мощностей пока не
имеется. Это было пожелание китайской стороны. Мы учли это пожелание. Но
для того, чтобы начинать увеличение, должны быть совсем другие решения.
Таких решений пока нет", - сказал он.
О проекте «Бургас-Александруполис»:
Н.Токарев сообщил, что сроки реализации проекта
Бургас-Александруполис никак не влияют на расширение Каспийского
трубопроводного консорциума КТК, так как нефть может транспортировать
через проливы. "Решение о расширении КТК принималось без привязки к
Бургас-Александруполису. Это мы уже как один из вариантов заполнения
Бургас-Александруполиса предложили участникам КТК рассмотреть это
вариант", - сказал он. "Сейчас идет реальная задержка
Бургас-Александруполиса по вине болгарской стороны. Нужна
определенность, и мы бы хотели эту определенность иметь. Потому что мы
продолжаем тратить деньги", - сказал он. "Думаю, после визита
представителей Минфина Болгарии мы как-то определимся, и может быть
предложим провести встречу на высоком уровне, чтобы сверить часы и
прийти к какому-то понятному знаменателю", - добавил он. Н.Токарев
сообщил, что из КТК в Бургас-Александруполис может поставляться 15-17
млн тонн нефти.
О проекте «Самсун-Джейхан»:
Н. Токарев высказал мнение, что переговоры об участии России в
проекте строительства нефтепровода Самсун-Джейхан осложняются позицией,
которую занимает турецкая сторона. "Турецкая сторона в одностороннем
порядке пытается обеспечить себе преимущество", - сказал он. По словам
Н.Токарева, компания представила свои расчеты по проекту, однако в
проекте межправсоглашения, подготовленного турецкой стороной, содержатся
неприемлемые для России условия. "Мы отдали свои расчеты, но приходит
проект межправсоглашения, в котором жестко нас пытаются загнать в
неприемлемые экономические рамки. Конечно, мы не согласимся с этим. Мы
опять выходим практически с нуля на новый раунд переговоров, и будем
теперь опять то же самое озвучивать и обсуждать, хотя партнеры это все
знают и видят", - заявил Н.Токарев.
"Мы в "Транснефти" устали от обсуждения этого вопроса. Это вода в
ступе. Реально сегодня это пока словесная мельница. Мы говорим одно,
турки нас слышат, но тут же говорят противоположное, игнорируют
существование экономических законов", - добавил он. "Есть экономическая
целесообразность и коммерческая перспектива, исходя из этого,
планируется бизнес и коммерческие планы", - сказал глава компании.
Поэтому, если тариф на прокачку по нефтепроводу Самсун-Джейхан в 4 раза
дороже, чем через проливы, то надо предпринимать какие-то меры, чтобы
сделать их соизмеримыми, пояснил Н.Токарев. "А сейчас пока России
предлагается дать гарантии на объем прокачки через Самсун-Джейхан", -
сообщил президент "Транснефти". Он напомнил, что в начале июля в Турции
состоялся международный круглый стол всех заинтересованных участников,
которые обсудили перспективы ограничения проходов по проливам,
выработали позицию в части экономики. "А теперь опять предлагают начать
все сначала. Мы не сторонники такой манеры переговоров ", - сказал
Н.Токарев.
О транзите нефти через Украину:
«Транснефть» не видит необходимости в заключении
межправительственного соглашения между Россией и Украиной о транзите
нефти, сообщил журналистам глава компании Николай Токарев.
"Подготовка межправсоглашения с Украиной о транзите нефти ведется, но
в режиме без форсажа. Рабочие группы обсуждают варианты этого
соглашения. Мы считаем, что можно вообще обойтись межпправсоглашения на
уровне хозяйствующих субъектов "Транснефти" и "Укртранснафты", - сказал
он.
Н.Токарев также сообщил, что не видит в настоящее время серьезной
угрозы в возможном начале работы нефтепровода Одесса-Броды в аверсном
режиме. "Угроза его разворота пока существует только гипотетическая", -
считает он, так как пока не видит реальных объемов, которые могут быть
направлены в трубу.
"Наши украинские партнеры предлагают продолжить использование
Одесса-Броды в реверсном режиме. К сожалению, это пожелание увязывается с
требованием о предоставлении Россией гарантий на прокачку нефти на этом
направлении в течение длительного времени", - уточнил он. В то же время
глава компании подчеркнул, что таких гарантий "Транснефть" дать не
может. "Потому мы не являемся собственником нефти. Нефтяные компании
тоже не могут давать подобные гарантии, так как они связаны контрактными
обязательствами", - добавил он. По его мнению, пока сохранятся те
объемы, которые поставляются в направлении Одессы и порта "Южный".
О тарифах, займах, облигациях, дивидендах:
Н. Токарев сообщил, что «Транснефть» в 2011 году не планирует
повышать тарифы на транспортировку нефти. "Тарифы будут увеличиваться
только на величину инфляции, скорее всего. В этом году в декабре
планируется увеличение примерно на 9%. В следующем году вообще не
планируем повышать тарифы. Наших доходов будет достаточно, чтобы
обеспечивать обязательства по займам-кредитам, по выплатам, но уже
исходя из того объема тарифной выручки, которую обеспечит нынешний рост
тарифов", - сказал Н.Токарев.
Кроме этого, Н.Токарев сообщил, что "Транснефть" пока не планирует
использовать возможность размещения облигаций на 119 млрд. рублей.
"Потребности нет. Китайские деньги у нас пока есть. Мы пока в состоянии
обходиться теми ресурсами, которые у нас есть", - сказал он. "Если бы мы
с нефтяниками не нашли какую-то модель по финансированию
Заполярное-Пурпе, то может быть какую-то часть из этих облигаций мы бы
реализовали", - не исключил глава компании. "Мы по объективным
обстоятельствам не можем больше занимать. Пока денег на все
инвестиционные обязательства хватает. У нас спланировано сопровождение
всех кредитов, займов и обязательств, так что мы спокойно, без
напряжение, даже не повышая в следующем году тарифы, будем
рассчитываться и обеспечивать эти обязательства", - уточнил он.
Глава компании сообщил также, что «Транснефть» не планирует резкого
увеличения дивидендов после завершения строительства вторых очередей
систем Восточная Сибирь - Тихий океан и Балтийской трубопроводной
системы. Завершение проектов ВСТО-2 и БТС-2 приведет к увеличению
объемов услуг и, соответственно, прибыли. "Увеличение прибыли
естественным образом произойдет, но есть же еще и инфляция, и другие
факторы, которые влияют на прибыль. Но могу сказать только одно, что
резкого увеличения дивидендов не произойдет, это однозначно", - сказал
он. "Наш акционер - государство директивно нам определяет нормы
дивидендов, которые мы должны выплачивать каждый год, в пределах 15-25%,
может быть и больше", - напомнил Н.Токарев. В то же время он
подчеркнул, что дивидендная политика компании в отношении владельцев
привилегированных акций меняться не будет. "Резкого увеличения
дивидендов не произойдет. Это однозначно", - сказал Н. Токарев. По его
словам, владельцы привилегированных акций - три иностранных
инвестиционных фонда (Prosperity Capital Management, East Capital
International и Vostok Nafta Investment) - "очень богатые люди". "И мне
даже смешно, что они пытаются крошки со стола "Транснефти" смести в
собственную тарелку", сказал глава компании. "Мы не станем превращаться в
"дойную корову" для владельцев привилегированных акций", - заключил
Токарев.
Николай Токарев уверен, что государство не допустит распродажи акций
компании. "Это было бы самое ужасное для "Транснефти", что могло бы
случиться", - сказал он журналистам. Н.Токарев пояснил, что по условиям
размещения евробондов, при снижении доли государства в компании менее
75%, владельцы облигаций получают право требования их досрочного
погашения. Кроме того, в случае приобретения акций "Транснефти" одной из
нефтяных компаний, нарушится принцип равнодоступности к магистральной
трубопроводной системе, добавил он.
Ранее Prosperity Capital Management, East Capital International и
Vostok Nafta Investment направли премьер-министру РФ Владимиру Путину
письмо, в котором призывают правительство выставить на публичную продажу
до 25% обыкновенных акций "Транснефти". "Печально, что потенциальными
покупателями этого пакета являются три управляющих фонда, которые
владеют привилегированными акциями. Они написали письмо Путину и Сечину.
Ничего, кроме сожаления, такая позиция не вызывает, и то, что ее
всерьез озвучивают в высоких кабинетах, должно удручать, поскольку
последствия никто не считает. Прежде чем делать такие заявления, надо
исходить из того, будет ли это на пользу компании, насколько это
обеспечит ей выполнение своих задач функциональных", - сказал Токарев.
Кроме того, глава "Транснефти" считает, что спекуляции на тему
приватизации акций используются для игры на котировках. "Слили инсайд и
дали возможность кому-то заработать серьезно. Это вообще криминал.
Ничего не решили, но кто-то уже заработал на акциях.", - отметил он.
Продажа части госпакета, помимо прочего, привела бы к снижению кредитных
рейтингов компании, потому что сейчас "Транснефть" - госкомпания и
всегда может рассчитываться по кредитам, полагает Токарев. "Если
появится соакционер, то гарантии выполнения обязательств у "Транснефти"
будут непредсказуемые", - сказал Н.Токарев.
По материалам :http://www.transneft.ru/news/newsitem/?id=10895&category=3838
|